Пятница, 29.03.2024, 18:30 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Система профориентационной работы МОУ МУК

Профессиональное ориентирование учащихся традиционно является одним из основных направлений деятельности межшкольных учебных комбинатов. Согласно Типовому положению о межшкольном учебном комбинате, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 1437 (с изменениями на 10 марта 2009 года) вышеназванное образовательное учреждение «…является некоммерческой организацией,... обеспечивающей адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования». Основными общеобразовательными программами, реализуемыми  межшкольными учебными комбинатами, являются программы в части изучения образовательной области «Технология», что позволяет учащимся основной и старшей школы:
  • освоить программы профессиональной подготовки;
  • пройти профессиональные пробы в сфере будущей профессиональной деятельности;
  • получить наиболее полное представление о структуре современного производства;
  • познакомиться с современными технологиями;
  • получить или развить навыки решения изобретательских задач;
  • приобрести знания, умения и навыки, необходимые старшеклассникам для успешного построения будущей профессиональной карьеры;
  • научиться находить и анализировать информацию о рынке образовательных услуг и т.д.
Важнейшими целями технологической подготовки являются формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, формирование информационной компетентности, готовности к постоянному профессиональному образованию и самообразованию,  возможности перемены труда. Кроме того, сегодня ни у кого уже не возникает сомнений по поводу необходимости повышения престижа инженерно-технических специальностей и популяризации рабочих профессий.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления. Профессиональное ориентирование в сфере инженерно-технических специальностей мы рассматриваем как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учащихся к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в межшкольном учебном комбинате.

Согласно Положению о профориентационном центре, система профессионального ориентирования, сложившаяся в МОУ МУК Дзержинского района г. Волгограда,  включает в себя следующие элементы: 
  • профессиональное просвещение;
  • профессиональная диагностика и профессиональное консультирование;
  • профессиональная и социальная адаптация.
Профессиональное просвещение учащихся в сфере инженерно-технических специальностей и рабочих профессий включает:
  • реализацию программы учебного курса «Предпрофильная подготовка» для учащихся 9 классов, в рамках которой уделяется особое внимание знакомству подростков с профессиями типа «человек – техника» и «человек – знаковая система», с использованием электронных образовательных ресурсов и видеопрофессиограмм;
  • реализацию программ элективных курсов предпрофильной подготовки  «Рабочие профессии XXI века», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Человек и профессия» с использованием электронных образовательных ресурсов и видеоматериалов;
  • реализацию программ элективных курсов профильного обучения  «Основы робототехники», «Технология проектной деятельности», «Моделирование профессиональной деятельности», «Архитектурное проектирование», «Введение в технологию автоматизированного проектирования AutoCAD», «Проектирование трехмерных моделей  в системе AutoCAD», «Карьера инженера XXI века», «ТРИЗ. Приемы и методы активизации творчества» с использованием электронных образовательных ресурсов и видеоматериалов;
  • наполнение контента сайта «Профессиональное самоопределение» (www.profvybor.ucoz.ru)  и сайта МОУ МУК (www.moumuk.ucoz.ru);
  • распространение среди обучающихся информационных листовок и буклетов о рабочих профессиях и инженерных специальностях, которые можно получить в  учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования Волгограда;
  • профориентационная работа библиотеки (книжные выставки «Рабочие профессии XXI века», «Рабочие профессии Волгограда», «Профессии, востребованные на рынке труда»; беседа по книге П.С. Лернера «Инженер третьего тысячелетия», обзор «Путеводителя по промышленным предприятиям Волгограда»);
  • знакомство учащихся 9-11 классов с информационными проектами Министерства образования и науки РФ  – «Актуальная профессия сегодня» и Министерства здравоохранения РФ – «Атлас профессий»;
  • продолжение реализации долгосрочного проекта «Видеозал рабочих профессий», в рамках которого создаются видеоролики о современных и востребованных рабочих профессиях;
  • демонстрация презентаций о промышленных предприятиях г. Волгограда в рамках информационной работы с учащимися 9 классов, обучающимися в МОУ МУК по программе курса «Предпрофильная подготовка»;
  • знакомство учащихся МОУ СОШ Дзержинского района, обучающихся по программе курса «Предпрофильная подготовка»,  с материалами сайтов промышленных предприятий Волгограда, участвующих в фестивале «Волгоградская земля – Волгоградское качество»: ЗАОР «НП «Конфил» http://www.confil.ru/; ОАО «Северсталь-метиз» http://www.severstalmetiz.com/; ЗАО «Агро Инвест» – Волгоградский мясокомбинат http://www.zao-agroinvest.ru/; ООО ПК «Сарепта-Помидор Пром» http://www.tomat.ru/; ОАО «Волгогазоаппарат» http://www.oaovzga.ru/;
  • организация просмотра видеороликов, размещенных на сайте фестиваля «Волгоградская земля – Волгоградское качество»: о предприятиях металлургии и машиностроения (завод «Красный октябрь», «Северсталь-метиз», «Волгограднефтемаш», «Волгоградский завод труб малого диаметра»); о предприятиях нефтехимической отрасли (ОАО «Каустик»); о предприятиях строительного комплекса (ОАО «Завод железобетонных изделий и конструкций», ООО «Волма»).
Профессиональная диагностика и профессиональное консультирование учащихся в сфере инженерно-технических специальностей и рабочих профессий включает:
  • профессиональные тесты и опросники,  часть из которых размещена на сайте «Профессиональное самоопределение»;
  • профориентационные игры («Три судьбы…», «Цепочка профессий», «Кто есть кто?», «Звездный час», «Спящий город» и др.);
  • индивидуальные и групповые  консультации.
Профессиональная и социальная адаптация учащихся в сфере инженерно-технических специальностей и рабочих профессий включает систему профессиональных проб в процессе реализации:
  • программ учебных курсов технологической подготовки «Технологические основы профессии «Техник вычислительного (информационно-вычислительного центра», «Технологические основы профессии «Столяр», «Технологические основы профессии «Водитель автомобиля категории С»;
  • программ профессиональной подготовки по профессиям «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Столяр», «Водитель автомобиля»;
  • производственной практики учащихся, обучающихся по программам профессиональной подготовки;
  • программ социальной практики «Мое профессиональное будущее», «Как правильно искать работу»;
  • социального партнерства с учреждениями профессионального образования инженерно-технических специальностей (ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи», ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум», ГБОУ СПО «Волгоградский экономико-технический колледж», ГБОУ СПО «Волгоградский технический колледж», ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов», ГБОУ СПО «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,  Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»;
  • социального партнерства с учреждениями, предприятиями инженерно-технического направления (ООО «ОТВ», ООО «Вентиляция», ЗАО «Автоколонна № 1686», ООО «Копир-Универсал» и др.);
  • социального партнерства с Центром занятости населения Дзержинского МОЗН.
В рамках сетевого взаимодействия МУК так же является площадкой для проведения различных форм внеучебной деятельности, которые тесно связаны с вопросами профориентационного ориентирования, в том числе в сфере инженерно-технических специальностей. Среди последних мероприятий можно выделить первый районный турнир по экономической игре «Монополия -2013», районный профориентационный фестиваль «Мозаика профессий» в который вошли:
  • мастер-классы по профессиям;
  • профориентационный КВН «О профессиях весело»;
  • выставка-ярмарка учебных мест образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования г. Волгограда.
В целях развития у подростков интереса к миру профессий, создания условий для творческого неформального общения обучающихся, развития творческой инициативы молодежи, в рамках районного фестиваля «Мозаика профессий» 1 марта 2013 года были проведены мастер-классы по различным профессиям. В работе мастер-классов по автоделу, деревообработке, парикмахерскому искусству, кулинарному и швейному делу, флористике, рукоделию (квилингу и скрапбукингу) приняли участие более 100 обучающихся 9-х классов из восьми общеобразовательных учреждений Дзержинского района.
В ходе мастер-классов девятиклассники узнали об особенностях представленных профессий и современных требованиях, предъявляемых к специалистам; ознакомились с устройством автомобиля, приняли участие в изготовлении деталей столярных инструментов, выполнили флористическую композицию из живого материала (цветы, зелень), проявили творчество при создании повседневной укладки на длинных волосах для девочки, подарочной открытки и конверта, сервировке стола и приготовлении интересных блюд.
По окончании мероприятий, было проведено анкетирование обучающихся, которое показало, что мастер-классы по профессиям понравились 94% принявших в них участие, более 87% хотели бы еще раз посетить аналогичное мероприятие, около 90% девятиклассников выразили готовность и желание рассказать друзьям, родителям о профессиях, с которыми они познакомились на мастер-классах.
Таким образом, можно отметить, что мастер-классы, проведенные в рамках районного фестиваля «Мозаика профессий», способствовали развитию интереса обучающихся к профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации, к разнообразным видами деятельности в различных профессиях и их значимостью для общества
Завершил фестиваль профориентационный КВН «О профессиях весело».Более 65 участников команд КВН из 6 образовательных учреждений представили на суд зрителей свое видение различных профессий. Свыше 200 зрителей из 11 образовательных учреждений района активно поддерживали понравившиеся им команды.
Необходимо отметить, что достижение целей профессионального ориентирования учащихся невозможно без кадрового обеспечения системы профориентационной работы. Методическая работа по повышению профориентационной культуры педагогов МУК в 2010- 2013 гг. включала в себя: проведение тематического методического семинара по проблемам профориентационной деятельности «Сущность педагогических действий, ориентированных на поддержку профессионального становления школьника»; организацию работы педагогов с интернет-порталами, содержащими информацию профориентационного характера;  знакомство педагогов с диагностическим инструментарием, позволяющим выявлять разные стороны профессионального развития личности; дистанционное обучение на модульных курсах «Школы цифрового века» Издательского дома «Первое сентября»; участие в конкурсах профориентационной направленности самих педагогов и организация участия в них учащихся.

Эффективность предложенной системы позволяет, по нашему мнению, достичь сформированности у учащихся:
  • осознанных представлений о содержании рабочих профессий и инженерно-технических специальностей;
  • знаний рынка образовательных услуг;
  • умений выбирать возможные пути профессионального образования;
  • умений составлять личный профессиональный план;
  • знаний своих личностных качеств;
  • знаний общих профессионально важных и специальных качеств в выбранной профессиональной сфере;
  • умений соотносить свои личные качества с требованиями, которые предъявляет профессия;
  • знаний   потребностей современного рынка труда.